Модель обучения «Реабилитация на уровне местного сообщества (Community Based Rehabilitation или CBR) является признанной стратегией Всемирной организации здравоохранения по обеспечению доступной реабилитационной помощи по месту жительства людей с инвалидностью и основана на обучении людей с инвалидностью, их родственников, друзей или знакомых и на максимально возможной интеграции в общество людей с теми или иными видами нарушений дома, на улице, в магазине, там, где они учатся или работают.

CBR (community based rehabilitation) – программа реабилитации, предоставления равных прав и возможностей, уменьшения бедности и социальной исключенности людей с инвалидностью.

В основе концепции CBR лежит наблюдение, что, как правило, именно члены семьи являются наилучшим «социальным ресурсом», который способен обеспечить регулярное, ежедневное обучение человека, имеющего ограничения жизнедеятельности, и заботится о нем. Технология повседневной реабилитации направлена на нормализацию жизни ребенка-инвалида, ориентирована на индивидуальные потребности ребенка, активизацию собственных ресурсов семьи, а также приспособление жилищной среды к потребностям ребенка.

ЦЕЛЬ:

Нормализация и повышение качества жизни семей, воспитывающих детей с особенностями здоровья и развития, через обучение их навыкам, необходимым в повседневной жизни, и установление взаимодействия с социально значимыми учреждениями для интеграции ребенка-инвалида в доступные социальные отношения

ЗАДАЧИ:

1. Создание условий для активного включения родителей, специалистов и других заинтересованных лиц в процесс социальной реабилитации семей, не имеющих возможности самостоятельно посещать учреждения социальной сферы, нуждающихся в квалифицированной психологической, юридической и других видов помощи, через сеть учреждений социальной направленности.

2. Организация непрерывной реабилитации детей с особенностями здоровья и развития и помощи их семьям по месту жительства.

3. Обучение всех участников процесса (в т.ч. местного сообщества) методам и технологиям взаимодействия с детьми с особенностями здоровья и развития.

4. Оказание содействия семьям в решении социально значимых вопросов путем координации ресурсов местного сообщества.

5. Помощь в налаживании связей с другими семьями, находящимися в аналогичном положении (по линии групп взаимопомощи, организаций инвалидов, семейных или родительских организаций)

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:

1. дети-инвалиды в возрасте от рождения до 18 лет, имеющие множественные формы нарушений и РАС, имеющие в силу различных обстоятельств трудности в посещении детских садов, школ и других социально- реабилитационных учреждений ;
2. члены семей, в которых эти дети воспитываются

УЧАСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ:

Организации социального обслуживания населения, здравоохранения, образования и культуры, организации инвалидов и группы самопомощи, СОНКО, специалисты по социальной работе, учителя, воспитатели, медицинские сестры, социальные работники и другой общинный персонал, занимающийся вопросами

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Обучение детей с особенностями здоровья и развития и их семей навыкам самообслуживания или самостоятельной деятельности, необходимой в повседневной жизни. Технология CBR основана на том, что дети с с особенностями здоровья и развития живут непосредственно в обществе и необходимую помощь должны получать по месту жительства. Условие, обеспечивающее успех в реализации данной технологии, – наличие группы людей (координаторов), которые обучают и постоянно курируют родителей в их роли семейного тренера. Семейный тренер – член семьи, который будет заниматься с ребенком, выполняя задания координатора.

Координатор – человек, который тесно взаимодействует с детьми с ОВЗ и их семьями, готовит семейного тренера, выбирая для него необходимые информационные материалы, проводит обучение, руководит его работой. Координаторами могут быть люди, не имеющие специального высшего медицинского или дефектологического образования. Это могут быть специально подготовленные профессионалы: воспитатели, учителя, медицинские сестры, фельдшеры, специалисты по социальной работе, социальные работники, волонтеры и др. Именно они делают домашние визиты, посещают семью на регулярной основе, разрабатывают программу обучения (реабилитации), обучают семейного тренера, поддерживают его в обучении ребенка. Координатор предпочтительно должен быть местным жителем, чтобы он хорошо знал и ориентировался в этой местности.

Координатора обучает супервизор – человек, который контролирует деятельность координаторов, а ему, в свою очередь, оказывает поддержку консультант по множественным нарушениям, который организует и проводит семинары, обучающие тренинги, оказывает консультативную помощь по вопросам работы с семьями и их детьми.

Если обучение детей с ОВЗ на этом уровне не приносит удовлетворительных результатов, то здесь на помощь приходят специальные учреждения, например поликлиника, больница, ресурсный центр специального образования или учреждение профессиональной подготовки.

Программа включает в себя и такие мероприятия, как содействие контактам между семьями с детьми- инвалидами и формирование групп взаимопомощи, улучшение доступа к возможностям в области здоровья, образования, самообеспечения и социальных услуг, мобилизация общин.

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ:

1. Выявление и информирование семей с детьми с ОВЗ, нуждающихся в помощи, происходит в процессе взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты посредством распространения информационных материалов (памятки, буклеты), демонстрации презентационного материала и пр.

2. Посещение семьи. На данном этапе происходит составление графика посещения семьи, планируется ознакомительный визит, который необходим для определения степени нуждаемости ребенка и его семьи в повседневной реабилитации, по итогу которого принимается решение о включении семьи в программу повседневной реабилитации.

3. Включение в программу повседневной реабилитации.

4. Диагностический визит. Оценка развития ребенка.

5. Составление программы помощи семье. Постановка долгосрочных и краткосрочных задач. Выделение основных направлений помощи семье, опираясь на сильные стороны ребенка и его особенности.

6. Реализация индивидуальной программы помощи семье. Подведение итогов. Анализ работы с семьей. Выдача рекомендаций. Методы диагностики (наблюдение, беседа, консультирование, опросник «Оценка развития с ограничениями жизнедеятельности», скрининги зрения и слуха).

Обучение социально-бытовым навыкам происходит в домашней среде в естественной обстановке, через рутинные повседневные дела с использованием:

• физического руководства;
• демонстрации;
• инструктирования;
• сюжетно-ролевой игры;
• метода поощрения;
• средства альтернативной коммуникации.

В рамках концепции помощи по модели CBR
• помощь строится на партнерских отношениях с родителями
• программа помощи планируется на основе сильных сторон ребенка и
семьи
• функциональная самостоятельность и независимость ребенка в приоритете
• нормализация жизни семьи тоже имеет значение
• акцент делается на развитие естественной средой

Помощь осуществляется по трем направлениям:
• развитие функциональных способностей человека, имеющего ограничения
• приспособление окружающей среды
• обучение окружающих людей для предотвращения появления ограничений

Это первичный уровень в системе реабилитации и максимально интегрирован в повседневную жизнь:
• проводится по месту жительства
• основана на обучении людей с ограничениями жизнедеятельности и на их включении в жизнь общества
• проводится силами людей, живущих и работающих рядом
• улучшает качество повседневной, социальной жизни людей с нарушениями, влияет на их активность
• помогает организовать повседневную жизнь людей с ограничениями
• проста, элементарна, доступна любому